Города трудовой доблести

Нидний новгор

Нижний Новгород

Нижний Новгород - город трудовой доблести

Когда началась Великая Отечественная война, Нижний Новгород (тогда – Горький) стал настоящей кузницей победы. Именно здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо. Расположение  Нижнего Новгорода на слиянии рек Волги и Оки,  близость к центральной части Советского Союза делали его удобным для защиты и развития оборонной инфраструктуры.

Завод «Красное Сормово» полностью перешел на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы.  Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12 038 танков Т-34. Завод не только  увеличивал выпуск боевых машин, но и работал над их усовершенствованием: в конце 1943 г. модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85-миллиметровую пушку последней модели. В январе 1942 г. на «Красном Сормово» было  возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок типа «М», «С», «Щ».

            Важную роль в обеспечении Красной Армии техникой сыграл Горьковский автозавод имени Молотова. В условиях жестокой войны, с осени 1941 года, завод не только продолжал выпускать автомобили, но и активно осваивал новые виды техники для нужд фронта. Одним из таких примеров стал броневик БА-64, основанный на легком автомобиле-вездеходе ГАЗ-64. Этот броневик был создан для выполнения разведывательных задач и использования в различных условиях, включая труднопроходимую местность. За годы войны было выпущено около 6 тысяч таких машин, которые успешно использовались на фронте. Кроме того, завод производил 82-миллиметровые минометы, количество которых составило более 24 тысяч единиц. Эти минометы оказали значительное влияние на эффективность артиллерийской поддержки в ходе боевых действий.

 Завод не только изготавливал технику, но и обеспечивал её различными комплектующими, такими как колеса для артиллерийских и автомобильных заводов, а также выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков. Единственный в стране, завод также изготавливал коляски для армейских мотоциклов.

С первых дней войны Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе под руководством С.А. Лавочкина начал разработку и серийное производство боевых самолетов. Завод выпустил истребители ЛАГГ-3 (1994 машины в 1941 году) и ЛА-5 (в 1942 году), а также ЛА-7 с 1944 года. Всего за годы войны было произведено 19 202 самолета этих моделей, составляя каждую третью машину отечественного производства.

 Завод им. Ульянова производил электроаппаратуру для судостроения, а завод «Красная Этна» обеспечивал промышленность крепежом, проволокой и холодным прокатом. В июле-августе 1941 года на базе эвакуированных предприятий был сформирован Горьковский мотоциклетный завод, который поставил фронту почти 6 тысяч мотоциклов М-72 с прицепными колясками.

 Радиотелефонный завод им. Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, изготавливал армейско-фронтовые дивизионные радиостанции.

Коллектив завода «Красный якорь» в годы войны выпускал понтонные якоря для инженерных войск, цепи противоскольжения для автомашин, боеприпасы, укладочные приспособления для горной артиллерии.

Лидером пушечного производства оставался Горьковский завод № 92 (машиностроительный завод «Новое Сормово»). За первые 2,5 года войны здесь были спроектированы 27 образцов различных орудий. Выпущенная заводом пушка ЗИС-2 своим снарядом пробивала тогдашние немецкие танки насквозь. В феврале 1942 г. на вооружение была принята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании, безотказная в бою и на марше, она получила большое признание в армии.

Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютови другой продукции, необходимой фронту.

Большая помощь оказывалась и фронтовикам. За годы войны в действующую армию было направлено 133 вагона индивидуальных и коллективных подарков.

 Активное участие приняли горьковчане и в подписке на военные займы, вложив из своих сбережений 2 213 млн. рублей.  Молодежь авиационного завода им. С. Орджоникидзе на  собранные  деньги  сверх плана построила и отправила на фронт эскадрилью истребителей имени Зои Космодемьянской; автозаводцы собрали средства  на 2 танковые колонны «Горьковский комсомол»имени Олега Кошевого; железнодорожники на свои средства построили бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». На средства, собранные школьниками области , было построено 7 танков и самолет «Горьковский пионер».

 Подростки, несмотря на молодость, работали наравне со взрослыми, и их вклад был неоценим. В течение второй половины 1941—1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении,  в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков-учащихся средних школ.

Важнейшей проблемой военного времени являлась нехватка кадров. Женщины составляли 70-80% работающих, источником пополнения кадров была  молодежь.

 Как ни тяжела и сурова в военный период была жизнь горожан, еще тяжелее приходилось труженикам деревни. На плечи сельских тружеников легла не только заготовка сырья и продуктов для фронта, но и пополнение армии бойцами, а промышленности - рабочими руками.

За 4 года войны промышленность г. Горького и области дала фронту: танков, самоходок, бронемашин на 37,0% общесоюзного производства.

Нижегородцы всегда будут чтить тех, кто погиб в этой страшной войне и тех, кто ратным трудом ковал победу в тылу.

Архив Нижегородской области

Архив Нижегородской области — это место, где хранятся документы, которые рассказывают о прошлом региона. Здесь можно найти старые фотографии, письма, карты и различные официальные бумаги, которые помогают узнать, как развивалась область, какие события происходили и как жили люди в разные исторические периоды.

Задача архива — не только собирать и хранить эти материалы, но и обеспечивать к ним доступ, чтобы каждый мог исследовать историю, искать информацию для учебы или личных проектов. Архив также помогает сохранить историческую память о важных событиях, которые повлияли на регион.

Архивные документы

Когда началась Великая Отечественная война, Нижний Новгород (тогда – Горький) стал настоящей кузницей победы. Именно здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо. Расположение  Нижнего Новгорода на слиянии рек Волги и Оки,  близость к центральной части Советского Союза делали его удобным для защиты и развития оборонной инфраструктуры.

Музей Красное Сормово

Музей истории завода «Красное Сормово» открыт в 1967 году и является корпоративным музеем ПАО «Завод «Красное Сормово» (основан в 1849 году, входит в состав АО «ОСК»).

Музей расположен вне территории предприятия, у главной проходной завода и занимает второй этаж отдельно стоящего здания. На площади 750 кв. м размещены основная экспозиция, отражающая становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом, а также разделы «Дмитрий Бенардаки (1799-1870) – основатель Сормовского завода», «Быт сормовских рабочих в XIX и середине XX века», «Подводное судостроение на заводе «Красное Сормово». Экспозиции рассказывают об основных вехах истории строительства судов за 170 лет: от первых деревянных пароходов до уникальных атомных подводных лодок, современных танкеров, сухогрузов и первого в России четырёхпалубного круизного лайнера. Демонстрируются десятки моделей судов, подлодок и другой продукции.

Музей располагает обширным архивом фото и документов, имеющих большую историческую ценность. Создана электронная версия истории завода.

Коллектив музея (5 человек) успешно выполняет задачи по сохранению и популяризации исторического наследия старейшего на Волге судостроительного завода, ведёт исследовательскую и издательскую деятельность, активную просветительскую и экскурсионную работу.

Для повышения информационного потенциала к 90-летию начала строительства подводных лодок на заводе реконструирован отдел подводного судостроения, реализуется проект «Комплекс примузейной территории «Сормовские верфи в трёх эпохах».

Музей истории завода "Красное Сормово" создан в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по инициативе совета ветеранов, партийного комитета, комитета комсомола и администрации завода. В 2004 году он был объединён с заводским музеем подводного судостроения. Ежегодно музей посещают тысячи людей со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.

Отделы музея отражают становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом. Экспозиции рассказывают об основных вехах истории судостроения с основания завода (1849) до настоящего времени.

Особое внимание в музейной экспозиции уделено основателю завода - соучредителю компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства - Дмитрию Егоровичу Бенардаки.

За свою более чем полуторавековую историю завод, ставший центром речного судостроения России, награждён золотыми медалями престижных всемирных и всероссийских выставок, пятью орденами СССР, а в годы Великой Отечественной войны ему было передано на вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Эти реликвии хранятся в музее истории завода.

Музей обладает большим количеством моделей судов и другой продукции завода, а также документов и фотографий, имеющих огромную историческую ценность. В музее собраны материалы о людях, своим трудом создавших славу легендарного завода.

Музей открыт для посещения в дни и часы, установленные приказом Генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»

«Авиационный завод Сокол»

Музей был создан в 1966 году, открыт для посетителей 2января 1967 г., занимал помещения в административной части завода. Площадь первого музея составляла 144 квадратных метра.

Первоначальное название — Музей Горьковского авиационного завода имени С. Орджоникидзе.

16 августа 1985 г. года открыто новое здание музея.

Музей состоит из двух залов, расположенных на разных этажах здания, а также уличной экспозиции], включающей несколько экземпляров авиатехники.

Располагается рядом с заводской мемориальной площадью.

Около входа расположен полноростовой памятник Валерию Чкалову.

Музей посвящён истории завода «Сокол» начиная с его создания — 1932 года (тогда он именовался завод № 21 им. Серго Орджоникидзе), отдельная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной Войне.

В ходе экскурсии посетителей также знакомят с технологическим процессом проектирования и создания самолётов[7].

Площадь музея — около 2000 квадратных метров.

При активном участии и инициативе руководства музея авиазавода «Сокол» в России была создана Ассоциация музеев авиационной промышленности России.

За активную работу по изучению, сохранению и пропаганде исторического наследия, возрождению духовных и культурных традиций Музею истории и трудовой славы ОАО НАЗ «Сокол» присвоен статус народного музея (свидетельство № 14 Департамента культуры и искусства Нижегородской области от 23 декабря 1996 года)].

Музей располагает коллекцией, включающей порядка 15 000 экземпляров, в числе которых — наградные документы и личные вещи известных сотрудников завода, техническая документация, обширная коллекция стендовых моделей, демонстрирующих образцы производившихся заводом в разные годы самолётов, а также фотоархив.

Всего в составе экспозиции представлено 8 тематических разделов[

В связи с тем, что музей находится на территории режимного предприятия, его посещение ограничено

«Авиационный завод Сокол»

Музей истории Горьковского автомобильного завода — корпоративный музей «Группы ГАЗ», крупнейшего автомобилестроительного холдинга России. Он был открыт в 1965 году по инициативе ветеранов предприятия и представляет вниманию гостей богатую коллекцию подлинных музейных предметов, рассказывающих об истории и развитии не только Горьковского автозавода, но и всего отечественного автомобилестроения, поскольку вписал в его историю немало ярких страниц.(это с сайта)

Музей истории ОАО ГАЗ был открыт 10 октября 1965 года. Инициаторы его создания — ветераны и администрация ГАЗа. Первоначальное название — «Музей истории и трудовой славы ГАЗ».

Музей расположен на трех этажах Учебного центра ОАО ГАЗ, в нём свыше 40000 экспонатов[2]. Первые два этажа музея — историческая экспозиция "История и развитие Горьковского автомобильного завода". Здесь представлены основные автомобили завода (их более 40), а также стенды и экраны с информацией об автомобилях и их создателях. Музей обладает уникальной коллекцией автомобилей и документальным фондом, включающим архивы работников завода. Музей знакомит посетителей с традициями ГАЗа и автомобильной культурой, используя свою уникальную коллекцию. Кроме автомобилей, музей собирает и хранит всё, что связано с жизнью автозаводцев. На третьем этаже музея — детская интерактивная площадка "ГАЗГрад". Здесь проходят занятия и экскурсии для детей, на которых они узнают, как на заводе создают автомобили и что делают представители разных профессий в цехах.

Музейная экспозиция, справочный аппарат, работа с посетителями способствуют формированию общественного мнения о предприятии. Особый интерес посетителей вызывает автомобильное наследие ГАЗа. Все автомобили приобретены в результате систематической поисковой работы, они отреставрированы и поддерживаются в рабочем состоянии.

Музей истории ГАЗ — современный историко-исследовательский образовательный центр, где сконцентрированы достижения крупнейшего автозавода России.

Уникальная коллекция экспонатов демонстрирует яркие этапы становления и развития промышленного автогиганта, отражает основные вехи истории отечественного автомобилестроения и всей страны. Главные герои экспозиции: автомобили марки ГАЗ, а также их создатели — творцы истории завода с момента его основания до сегодняшних дней.

Музейное пространство представляет собой единый инсталляционный комплекс: каждый автомобиль встроен в экспозицию, оформленную в стиле соответствующей эпохи, с сопутствующими документами, иллюстрациями, экспонатами, в сопровождении цифровых проекций и сенсорных экранов, на которых в зрелищной форме представлен тематический контент.

Музей истории ГАЗ расположен на площади в 5 000 кв. м. Его фонды насчитывают более 43 000 экспонатов, включая 40 моделей автомобильной техники.

Череповец фото 1

Череповец

Череповец - город трудовой доблести

В годы Великой Отечественной войны предприятия Череповца сыграли значительную роль в обеспечении фронта необходимой продукцией. С первых дней войны городские заводы и артели были переведены на военный режим работы, производя вооружение, боеприпасы и снаряжение для Красной Армии.

Завод «Красная звезда»: освоил выпуск миномётов, мин, гранат, противотанковых «ёжей», корпусов для авиабомб и других видов вооружения. За первые годы войны завод наладил производство около 40 наименований военной продукции. Швейная фабрика «1 Мая»: занималась пошивом и ремонтом обмундирования для солдат, включая телогрейки, гимнастёрки, брюки и нижнее бельё. Артель «Красный ткач» выпускала вязаные изделия, такие как рукавицы, носки и чулки, обеспечивая бойцов тёплой одеждой. Хлебокомбинат, помимо ежедневного производства хлеба, вырабатывал значительные объёмы сухарей для отправки на фронт. Водочный завод перепрофилировал часть производства на изготовление зажигательной смеси, известной как «коктейль Молотова», для борьбы с вражеской бронетехникой.

     В 1942 году в Череповце действовало 12 промышленных предприятий с общим объёмом валовой продукции на сумму 10 миллионов рублей, а также 11 артелей промкооперации с объёмом продукции на 3,5 миллиона рублей.  Несмотря на трудности, связанные с нехваткой ресурсов и кадров, череповецкие предприятия продолжали наращивать объёмы производства. В 1944 году выпуск продукции превзошёл довоенный уровень: хлебокомбинат, судоремонтные мастерские и фабрика «Красный ткач» увеличили объёмы в 1,5–2 раза по сравнению с 1940 годом.

      Трудовые коллективы города проявляли инициативу в сборе средств на нужды фронта. Работники предприятий активно участвовали в создании фонда обороны, вносили личные сбережения на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий. Так, в 1942 году по призыву колхоза «Строитель» начался сбор средств на танковую колонну «Вологодский колхозник», которая была передана Первой танковой армии в марте 1943 года. В целом, предприятия Череповца в годы войны продемонстрировали высокий уровень мобилизации и самоотверженности, значительно усилив обороноспособность страны и приблизив Победу.

Отдельно следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны Череповец превратился в гигантский госпиталь. Медицинская помощь оказывалась в госпиталях, размещенных в зданиях Медицинского училища, Лесомеханического техникума, Учительского института, в привокзальных бараках, школах и других помещениях по Советскому проспекту.

 Сюда прибывали эшелоны, баржи и автомобили с ранеными бойцами,  мирными жителями Город принял на себя огромную нагрузку, обеспечивая медицинскую помощь, размещение и дальнейшее распределение тысяч людей. Объем работы, выполненной Череповецким эвакопунктом, поражает: только за период с июля 1941 года по 1 января 1942 года через него прошло 650 880 человек. Из них:

  • по железной дороге – 391 659 человек,
  • по Мариинской системе – 246 789 человек,
  • авто- и гужевым транспортом – 12 432 человека.

В течение многих месяцев постоянными дежурными эвакопункта были комсомолки. Несмотря на сложные условия, Череповец проявил невероятную заботу о жителях блокадного Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны предприятия Череповца сыграли значительную роль в обеспечении фронта необходимой продукцией. С первых дней войны городские заводы и артели были переведены на военный режим работы, производя вооружение, боеприпасы и снаряжение для Красной Армии.

DSC_0046-scaled-e1662558091820[1]

Кострома

Кострома - город трудовой доблести

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ярославская область, в состав которой тогда входила Кострома, оказалась прифронтовой. Город  стал важным центром подготовки офицерских кадров. В Кострому были  эвакуированы Военно-транспортная академия, Военно-инженерное и Артиллерийское училища, а также другие военные учебные заведения. Одновременно Кострома превратилась в значимый промышленный узел, обеспечивающий фронт необходимыми ресурсами.

 Предприятия, включая Костромской текстильный комбинат, были перепрофилированы на производство военной продукции: ткани для формы, обмундирования и боеприпасов. Женщины, старики и подростки взяли на себя обязанности ушедших на фронт мужчин, работая в условиях нехватки материалов и постоянной угрозы.

Заводы города  "Рабочий металлист" и им. Красина, развернули производство вооружения. Уже к концу 1941 года они выпускали спусковые механизмы для пистолетов-пулеметов ППШ, а с 1942 года начали массовое производство 122-миллиметровых снарядов, 120-миллиметровых мин, головок к реактивным снарядам, фотоавиабомб "ФОТАБ-31" и фугасных бомб "ФАБ-100".

Помимо оборонных предприятий, работали и гражданские фабрики. Фанерный комбинат поставлял материалы для авиационной промышленности, фабрика "Ременная тесьма" выпускала белье, а предприятие " Октябрь" — сапоги для бойцов Красной армии. Лесозавод "Смычка", заводы "Красная маевка", им. Красина к 1 января 1942 года изготовили 30 тыс. пар лыж и палок к ним. К концу 1942 года завод "Смычка" наладил выпуск тракторных волокуш, саней и прицепов. Судомеханический завод освоил производство аэросаней и катеров-тральщиков, судоверфь им. "Комсомольской правды" — лодок-волокуш и грузовых суден, а завод "Красная маевка" — корпусов для противотанковых мин. Интересно, что некоторые предприятия осваивали продукцию, не связанную с их основным профилем. Так, на Костромской ТЭЦ выпускались армейские котелки, хлебные формы, ватные фуфайки и лопаты для Красной армии. Производства работали круглосуточно, несмотря на дефицит рабочих рук и ресурсов.

Кострома приняла несколько эвакуированных предприятий, которые продолжили свою деятельность в городе, увеличив производственные мощности. Одновременно в город были эвакуированы тысячи людей, в том числе  около 7 тысяч из Ленинграда, среди них — 3 тысячи детей. Для эвакуированных были организованы жилье, питание и детские сады.

 В области было создано около 50 эвакогоспиталей, из которых 34 находились в Костроме, остальные — в Нерехте, Шарье и Буе. В Костроме на постоянной основе работали 10 госпиталей, где трудились лучшие врачи города.

 Сельское хозяйство также внесло значительный вклад в победу. Колхозы и совхозы Костромской области обеспечивали фронт хлебом, мясом, молоком и другими продуктами. Костромская льняная мануфактура в годы войны снабжала фронт тканью, плащ-палатками, стропами и тканью для парашютов. Здесь же производился брезент, который использовался для изготовления обуви советских солдат. 80%  от производимого в стране брезента поступало из Костромы. Примером трудового героизма стала работа Костромского текстильного комбината: после ухода мужчин на фронт их место заняли женщины и подростки.

Архив Костромской области

Государственный архив Костромской области хранит не только документы, связанные с Великой Отечественной войной, но и множество других материалов, отражающих всю историю региона. Здесь собраны документы, которые касаются различных исторических периодов и событий, начиная с XIX века.

Помимо материалов о ВОВ, в архиве можно найти документы, связанные с социальным, экономическим и культурным развитием области, историей местных органов власти, образования, здравоохранения, промышленности и других сфер жизни.

Архив содержит данные о жизни области в различные исторические эпохи — от царской России до периода Советского Союза и современности. Это важный источник информации для тех, кто интересуется не только войной, но и более широкими аспектами истории Костромской области.

Сайт архива: https://www.kosarchive.ru/

https://kts-kostroma.ru/

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ярославская область, в состав которой тогда входила Кострома, оказалась прифронтовой. Город  стал важным центром подготовки офицерских кадров. В Кострому были  эвакуированы Военно-транспортная академия, Военно-инженерное и Артиллерийское училища, а также другие военные учебные заведения. Одновременно Кострома превратилась в значимый промышленный узел, обеспечивающий фронт необходимыми ресурсами.

Музей Красное Сормово

Музей истории завода «Красное Сормово» открыт в 1967 году и является корпоративным музеем ПАО «Завод «Красное Сормово» (основан в 1849 году, входит в состав АО «ОСК»).

Музей расположен вне территории предприятия, у главной проходной завода и занимает второй этаж отдельно стоящего здания. На площади 750 кв. м размещены основная экспозиция, отражающая становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом, а также разделы «Дмитрий Бенардаки (1799-1870) – основатель Сормовского завода», «Быт сормовских рабочих в XIX и середине XX века», «Подводное судостроение на заводе «Красное Сормово». Экспозиции рассказывают об основных вехах истории строительства судов за 170 лет: от первых деревянных пароходов до уникальных атомных подводных лодок, современных танкеров, сухогрузов и первого в России четырёхпалубного круизного лайнера. Демонстрируются десятки моделей судов, подлодок и другой продукции.

Музей располагает обширным архивом фото и документов, имеющих большую историческую ценность. Создана электронная версия истории завода.

Коллектив музея (5 человек) успешно выполняет задачи по сохранению и популяризации исторического наследия старейшего на Волге судостроительного завода, ведёт исследовательскую и издательскую деятельность, активную просветительскую и экскурсионную работу.

Для повышения информационного потенциала к 90-летию начала строительства подводных лодок на заводе реконструирован отдел подводного судостроения, реализуется проект «Комплекс примузейной территории «Сормовские верфи в трёх эпохах».

Музей истории завода "Красное Сормово" создан в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по инициативе совета ветеранов, партийного комитета, комитета комсомола и администрации завода. В 2004 году он был объединён с заводским музеем подводного судостроения. Ежегодно музей посещают тысячи людей со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.

Отделы музея отражают становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом. Экспозиции рассказывают об основных вехах истории судостроения с основания завода (1849) до настоящего времени.

Особое внимание в музейной экспозиции уделено основателю завода - соучредителю компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства - Дмитрию Егоровичу Бенардаки.

За свою более чем полуторавековую историю завод, ставший центром речного судостроения России, награждён золотыми медалями престижных всемирных и всероссийских выставок, пятью орденами СССР, а в годы Великой Отечественной войны ему было передано на вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Эти реликвии хранятся в музее истории завода.

Музей обладает большим количеством моделей судов и другой продукции завода, а также документов и фотографий, имеющих огромную историческую ценность. В музее собраны материалы о людях, своим трудом создавших славу легендарного завода.

Музей открыт для посещения в дни и часы, установленные приказом Генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»

Экскурсия по Костроме

«Кострома – город трудовой доблести»

«Мы победили! Вместе!»

Много славных страниц вписала Кострома в историю нашей великой Родины – России. Мы гордимся нашими земляками, которые в боях и труде отстояли независимость нашей страны. 

Костромская городская организация ветеранов явилась одним из инициаторов присвоения городу Костроме высокого звания «Город трудовой доблести».

В годы Великой Отечественной войны костромичи ковали победу в тылу: на наших заводах изготавливались детали к пулеметам и автоматам; на ткацких фабриках производилась ткань, из которой шили плащ-палатки, белье для бойцов; на обувной фабрике изготавливали кирзовые сапоги; костромичи принимали детей из блокадного Ленинграда; в эвакуационных госпиталях лечили раненных бойцов.

Ветераны  Великой Отечественной войны, люди старшего поколения помнят о трудовом подвиге костромичей. Задача нашей Костромской городской организации ветеранов рассказать молодому поколению о трудовых подвигах их дедов и прадедов.

В рамках реализации областного проекта Организацией подготовлен туристический маршрут «Кострома - город трудовой доблести», который включает в себя экскурсию по городу Костроме от памятника «Труженикам тыла», посещение Новой Костромской  льняной мануфактуры, музея школы №38, памятника детям блокадного Ленинграда. Закончится туристический маршрут на площади Широкова у железнодорожного вокзала, где в день 870-летия образования Костромы 28 августа будет открыта Памятная Стела.

Музей Красное Сормово

Музей истории завода «Красное Сормово» открыт в 1967 году и является корпоративным музеем ПАО «Завод «Красное Сормово» (основан в 1849 году, входит в состав АО «ОСК»).

Музей расположен вне территории предприятия, у главной проходной завода и занимает второй этаж отдельно стоящего здания. На площади 750 кв. м размещены основная экспозиция, отражающая становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом, а также разделы «Дмитрий Бенардаки (1799-1870) – основатель Сормовского завода», «Быт сормовских рабочих в XIX и середине XX века», «Подводное судостроение на заводе «Красное Сормово». Экспозиции рассказывают об основных вехах истории строительства судов за 170 лет: от первых деревянных пароходов до уникальных атомных подводных лодок, современных танкеров, сухогрузов и первого в России четырёхпалубного круизного лайнера. Демонстрируются десятки моделей судов, подлодок и другой продукции.

Музей располагает обширным архивом фото и документов, имеющих большую историческую ценность. Создана электронная версия истории завода.

Коллектив музея (5 человек) успешно выполняет задачи по сохранению и популяризации исторического наследия старейшего на Волге судостроительного завода, ведёт исследовательскую и издательскую деятельность, активную просветительскую и экскурсионную работу.

Для повышения информационного потенциала к 90-летию начала строительства подводных лодок на заводе реконструирован отдел подводного судостроения, реализуется проект «Комплекс примузейной территории «Сормовские верфи в трёх эпохах».

Музей истории завода "Красное Сормово" создан в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по инициативе совета ветеранов, партийного комитета, комитета комсомола и администрации завода. В 2004 году он был объединён с заводским музеем подводного судостроения. Ежегодно музей посещают тысячи людей со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.

Отделы музея отражают становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом. Экспозиции рассказывают об основных вехах истории судостроения с основания завода (1849) до настоящего времени.

Особое внимание в музейной экспозиции уделено основателю завода - соучредителю компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства - Дмитрию Егоровичу Бенардаки.

За свою более чем полуторавековую историю завод, ставший центром речного судостроения России, награждён золотыми медалями престижных всемирных и всероссийских выставок, пятью орденами СССР, а в годы Великой Отечественной войны ему было передано на вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Эти реликвии хранятся в музее истории завода.

Музей обладает большим количеством моделей судов и другой продукции завода, а также документов и фотографий, имеющих огромную историческую ценность. В музее собраны материалы о людях, своим трудом создавших славу легендарного завода.

Музей открыт для посещения в дни и часы, установленные приказом Генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»

Музей Красное Сормово

Музей истории завода «Красное Сормово» открыт в 1967 году и является корпоративным музеем ПАО «Завод «Красное Сормово» (основан в 1849 году, входит в состав АО «ОСК»).

Музей расположен вне территории предприятия, у главной проходной завода и занимает второй этаж отдельно стоящего здания. На площади 750 кв. м размещены основная экспозиция, отражающая становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом, а также разделы «Дмитрий Бенардаки (1799-1870) – основатель Сормовского завода», «Быт сормовских рабочих в XIX и середине XX века», «Подводное судостроение на заводе «Красное Сормово». Экспозиции рассказывают об основных вехах истории строительства судов за 170 лет: от первых деревянных пароходов до уникальных атомных подводных лодок, современных танкеров, сухогрузов и первого в России четырёхпалубного круизного лайнера. Демонстрируются десятки моделей судов, подлодок и другой продукции.

Музей располагает обширным архивом фото и документов, имеющих большую историческую ценность. Создана электронная версия истории завода.

Коллектив музея (5 человек) успешно выполняет задачи по сохранению и популяризации исторического наследия старейшего на Волге судостроительного завода, ведёт исследовательскую и издательскую деятельность, активную просветительскую и экскурсионную работу.

Для повышения информационного потенциала к 90-летию начала строительства подводных лодок на заводе реконструирован отдел подводного судостроения, реализуется проект «Комплекс примузейной территории «Сормовские верфи в трёх эпохах».

Музей истории завода "Красное Сормово" создан в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по инициативе совета ветеранов, партийного комитета, комитета комсомола и администрации завода. В 2004 году он был объединён с заводским музеем подводного судостроения. Ежегодно музей посещают тысячи людей со всех уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.

Отделы музея отражают становление и развитие завода-универсала, продукция которого широко известна в России и за рубежом. Экспозиции рассказывают об основных вехах истории судостроения с основания завода (1849) до настоящего времени.

Особое внимание в музейной экспозиции уделено основателю завода - соучредителю компании Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства - Дмитрию Егоровичу Бенардаки.

За свою более чем полуторавековую историю завод, ставший центром речного судостроения России, награждён золотыми медалями престижных всемирных и всероссийских выставок, пятью орденами СССР, а в годы Великой Отечественной войны ему было передано на вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Эти реликвии хранятся в музее истории завода.

Музей обладает большим количеством моделей судов и другой продукции завода, а также документов и фотографий, имеющих огромную историческую ценность. В музее собраны материалы о людях, своим трудом создавших славу легендарного завода.

Музей открыт для посещения в дни и часы, установленные приказом Генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»

Фото стеллы Город трудовой доблести Ярославль

Ярославль

Ярославль - город трудовой доблести

Когда в 1941 году война пришла в нашу страну, Ярославль, как и многие другие города, встал на защиту Родины. Фронту нужны были оружие, боеприпасы, одежда и продовольствие – и всё это выпускали на ярославских заводах и фабриках. В годы войны   заводы производили 125 видов военной продукции: корпусы снарядов, мины, авиабомбы, гранаты, детали к реактивным снарядам «катюша».

Город оставался в числе лидеров в стране по производству текстиля, а выпуск продукции химической и резиновой промышленности увеличился почти вдвое, машиностроения — более чем в два раза. Вместо ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины, подростки и старики.

Часть оборудования ярославских заводов и лучшие кадры были в 1941 году эвакуированы в Челябинск, Пермь, другие города. На работу стали привлекать 14-15-летних ребят. И все задачи, которые ставились перед заводами, выполнялись, несмотря на кадровый кризис и нехватку станков. Люди приложили максимум усилий, выполняли по две-три нормы, появилось стахановское движение, внедрялись рационализаторские предложения.  Практически все ярослав­ские предприятия работали теперь для фронта, для победы.

Ярославский автомобильный завод уже осенью 1941 г. половину своей продукции отправлял на фронт, основным видом его продукции стали   артиллерий­ские тягачи, снаряды, мины, автоматы.

Рыбинский завод полиграфических машин уже осе­нью 1941 г. перешел на выпуск 82-мм минометов, а Ры­бинский завод дорожных машин освоил производство ми­нометов и осколочных авиабомб. Ярославский завод «Красный маяк» изготавливал артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы. Такую же продукцию дела­ли на ярославском паровозостроительном и электромаши­ностроительном заводах. Боевые катера для военно-мор­ского флота выпускали Ярославский судостроительный и Рыбинский судо­строительные заводы и Рыбинская судоверфь.

Предприятия химической и резинотехнической про­мышленности освоили выпуск более чем 450 видов про­дукции для фронта, а всего, по данным Ярославского ко­митета обороны, промышленность области поставляла на фронт около 760 видов военной продукции.

               В годы войны продолжал развиваться и энергетиче­ский комплекс области. Несмотря на трудности, к концу войны удалось ввести в эксплуатацию третий агрегат Ры­бинской ГЭС. Новая турбина была изготовлена в блокад­ном Ленинграде на Балтийском заводе и доставлена в Рыбинск.

             Сельское хозяйство оказалось в крайне тяжелом положении. Мужчины были мобилизо­ваны в армию, и это почти сразу привело к нехватке ра­бочей силы в колхозах. Весной 1942 г. нужно было начи­нать первый военный сев, а колхозы передали к тому времени на нужды фронта 230 тракторов. Число грузовых машин сократилось в хозяйствах в 5 раз. Отправля­ли не только технику. Ярославская деревня передала в действующую армию около 50 тысяч лошадей, то есть почти половину всего конского поголовья.

Чтобы разрешить проблему рабочей силы и особенно кадров механизаторов на курсы стали направлять деву­шек. Уже в начале июля 1941 г. 80 девушек из Ярослав­ского района записались на курсы трактористов и обра­тились к другим девушкам области с призывом «заменить ушедших на фронт наших братьев, мужей и товарищей, обеспечить бесперебойную работу, отлично подготовиться и провести уборку урожая». Курсы девушек-трактори­сток были после этого открыты при многих МТС.

В крайне тяжелых условиях войны люди успешно справлялись с государственными планами заготовок про­довольствия и сырья, прекрасно понимая, что это жиз­ненно важно для победы. В сельском хозяйстве Ярослав­ской области зародилось важное патриотическое начина­ние — движение по засеву сверхплановых гектаров в Фонд обороны.

            Наступление Красной армии и освобождение от врага ранее оккупированных территорий поставили перед сельским хозяйством области еще одну задачу — помощь сельскому хозяйству освобожден­ных областей. Наибольших масштабов эта помощь дос­тигла в 1943—1944 гг. Ярославская область оказала в эти годы помощь Белоруссии, Калининской и Смоленской областям, Донбассу, Ставропольскому и   Краснодар­скому краям.

Особой формой помощи фронту стал Фонд обороны. Сбор денежных средств в этот фонд не прекращался все годы войны, носил самый массовый характер и дал, в конечном счете, такие крупные средства, на которые действительно можно было приобрести дорогостоящую технику для фронта. В общей сложности жители области собрали в Фонд обороны около 145 миллионов рублей.

К концу войны ярославские предприятия полностью выполняли и даже перевыполняли задания Государственного Комитета Обороны, а также оказывали помощь освобожденным районам.

Когда в 1941 году война пришла в нашу страну, Ярославль, как и многие другие города, встал на защиту Родины. Фронту нужны были оружие, боеприпасы, одежда и продовольствие – и всё это выпускали на ярославских заводах и фабриках. В годы войны   заводы производили 125 видов военной продукции: корпусы снарядов, мины, авиабомбы, гранаты, детали к реактивным снарядам «катюша».